Спорт и физкультура в детском саду

В рамках областной Программы по оздоровлению, в МБДОУ "Детский сад №5 "Буратино"" разработана программа «Здоровьеформирующий детский сад с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Программа  направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки.
Программа предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей.

Охрана и укрепление здоровья детей осуществляется на основе разработанных рабочих программ воспитателей и инструктора по физической культуре и программы по оздоровлению, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, посредством  организации здоровьесберегающего пространства, обширной  методической работы по использованию здоровьесберегающих технологий, хорошо отлаженного механизма медико-педагогического контроля, организации нетрадиционных форм работы с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Работа по укреплению и охране здоровья детей компенсирующей группы основана на адаптированной программе для детей с ТНР и ИОМ, разработаными инструктором по физической культуре. Программа разработана с учётом адаптированной основной образовательной программой для дошкольников  с ограниченными возможностями здоровья, Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников и их законных представителей.

Рабочая Программа определяет цель, задачи, планируемые результаты (целевые ориентиры), содержание и организацию педагогического процесса физического развития в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) старшего и подготовительного к школе возраста (5-6 лет и 6-8 лет). Содержание коррекционно-развивающей работы по физическому развитию дошкольников 4-8 лет в данной программе полностью соответствует содержанию образовательной области «Физическое развитие»  «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  3 до 7 лет» (автор Н.В.Нищева), «Примерной программы физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет» (автор Ю.А.Кириллова), «Примерной  основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга» под редакцией С.Г. Якобсон, Т.И. Гризик, Т.Н Дороновой,Е.В. Соловьевой, Е. А. Екжановой.  «Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста» автор  Петренкина Н.Л СПб.: Изд. «СОЮЗ», 2007.

Целью программы является позитивная социализация ребёнка, создание оптимальных условий для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепление здоровья детей среднего (4-5 лет), старшего и подготовительного дошкольного возраста (5-8 лет) с ТНР (ОНР) в дошкольной образовательной организации путём повышения физиологической активности органов и систем детского организма; коррекция речедвигательных нарушений.

Охрана и укрепление здоровья детей осуществляется на основе разработанных рабочих программ инструктора по физической культуре и планов по оздоровлению на возрастных группах, составленных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, посредством  организации здоровьесберегающего пространства, обширной  методической работы по использованию здоровьесберегающих технологий, хорошо отлаженного механизма медико-педагогического контроля, организации нетрадиционных форм работы с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Физкультурно-оздоровительная работа ведется в детском саду по следующим направлениям:

1. Организация двигательного режима. Данное направление подразумевает использование различных форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками:

- различные виды гимнастик ежедневно в течение дня (утренняя, пальчиковая, артикуляционная, бодрящая после сна);

- физкультурные занятия с детьми всех возрастных групп, в том числе на воздухе 1 раз в неделю, в зале 2 раза в неделю; зимой занятия на лыжне для старших и подготовительных групп;

- физминутки (ежедневно  на каждом занятии);

- подвижные игры (ежедневно не мене 2-4 раз);

- различные виды двигательной деятельности (ежедневно на прогулке: ходьба, бег, подвижные игры, метание в цель, прыжки, катание на велосипедах, самокатах, лыжах, санках);

- спортивные праздники, досуги, неделя здоровья;

- свободная самостоятельная деятельность детей в физкультурном центре группы с использованием спортивного оборудования;

- развитие двигательного творчества, посредством создания творческих подвижных игр;

- стимулирование биологически-активных точек через применение су-джок технологии в игровой форме;

-  работа с детьми, имеющими особый интерес к занятиям физкультурой (ритмическая гимнастика, спортивные игры).

2. Создание условий для обеспечения двигательного режима.  С сентября 2022 года в  МБДОУ имеется зал, оснащенный физкультурным оборудованием и тренажерами для развития физических качеств,  физкультурные комплексы, различные горки, качели на участках детского сада. Оборудованы физкультурные центры в каждой возрастной группе.

Конкурс среди педагогов «Лучшее пособие для развития межполушарного взаимодействия» (май 2022 г.) позволил пополнить группы пособиями по кинезеологии.

3. Профилактика заболеваемости. Соблюдается баланс между игрой и другими видами деятельности в педагогическом процессе: оберегается время, предназначенное для игры.  Варьируется нагрузка и содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка. В МБДОУ проходят следующие мероприятия по профилактике заболеваний:

- профилактика плоскостопия (хождение по массажным коврикам, «дорожкам здоровья»; гимнастика для ног, беседы с детьми);

-  профилактика нарушения осанки (упражнения для формирования правильной осанки включены в комплексы утренней гимнастики, ОРУ, беседы с детьми);

- профилактика нарушения зрения (гимнастика для глаз, использование зрительных ориентиров,  беседы с детьми);

- профилактика простудных заболеваний (ежедневные закаливающие мероприятия: воздушные ванны (облегченная одежда при проведении физкультурных занятий и утренней гимнастики); хождение босиком по дорожкам здоровья после сна (индивидуально и подгруппами); обширное умывание и туалет носа; полоскание рта кипяченой водой комнатной температуры; дневной сон в хорошо проветриваемой спальне);

- сезонные закаливающие мероприятия (прием детей на воздухе, проведение утренней гимнастики на воздухе);

- проведение бесед с детьми;

- дополнительные мероприятия («чесночные бусы» в период сезонной заболеваемости - декабрь, январь, февраль; настой шиповника; йодирование пищи (использование йодированной соли); С – витаминизация 3-го блюда);

- профилактика травматизма (чтение литературы, беседы, игры с детьми по ОБЖ);

- работа с часто болеющими детьми по профилактике ОРЗ и ОРВИ;

- включение упражнений игрового массажа;

- проведение дыхательной гимнастики;

- установление щадящего режима для часто болеющих детей:

- индивидуально-дифференцированная работа с детьми разного уровня физического развития и здоровья.

    Работа по всем направлениям ведется в соответствии с индивидуальными особенностями детей.  Соблюдаются рекомендации врачей при организации работы с детьми, имеющими нарушения или отклонения в здоровье.

                  Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей:

Разработан план физкультурно-оздоровительной работы на год, в который входят мероприятия по оздоровлению детей и мероприятия по физвоспитанию с детьми и родителями:

- Неделя здоровья, включающая себя различные мероприятия по формированию основ ЗОЖ и физкультурные праздники на тематику сохранения и укрепления здоровья и формирования потребности в осознанном бережном сохранении и укреплении своего здоровья  (апрель),

- Мероприятия по формированию ЗОЖ, ОБЖ во всех возрастных группах и разнообразные формы работы с родителями: анкетирование в начале года с целью выявления интересующих тем и вопросов физического развития и воспитания детей дошкольного возраста, в конце года с целью выявления удовлетворенности родителями физкультурно – оздоровительной работой в ДОУ, в начале и конце года оформление страничек «Мой первый старт» с целью ознакомления родителей с результатами мониторинга, стенгазеты, стендовая информация, ведение группы в социальной сети «Вконтакте», индивидуальные консультации с родителями, совместные физкультурные праздники, встречи с интересными людьми: мама – врач, медсестра и т.д.

- Физкультурные развлечения ежемесячно во всех группах дошкольного возраста.

- Родительские собрания в подготовительных к школе группах «ГТО. Первые шаги», в старшей и логопедической группе «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ с детьми шестого года жизни».

- Физкультурный праздник «День защитника Отечества» в средних, подготовительных, старших и логопедической группах с участием детей и родителей. Веселой программой с героями, военными эстафетами, играми, загадками.

- Проект «Лучше папы друга нет», подготовительная группа : рисование портретов пап, видеоролик «Расскажи о папе», фотоколлаж, дети сами придумывали сценарий, разминку, эстафеты на праздник, проводили совместный праздник с папами.

Выступление и беседа инспектора ГИБДД  перед детьми старших и подготовительных групп, перед родителями во время собраний, совместный праздник с родителями .

Принимаем участие во многих городских конкурсах рисунков и фотоколлажей на спортивную и ЗОЖ тематику такие как «Мой любимый вид спорта», «Мир без вредных привычек» и спортивных мероприятиях, что стимулирует детей к занятиям физической культурой не только в детском саду, но и дома. Участие в таких важных мероприятиях как «Кросс нации» (сентябрь), Всероссийский фестиваль «Умка», муниципальный конкурс ритмических гимнастик среди воспитанников дошкольных образовательных организаций, фестиваль «ГТО. Первые шаги» требуют серьезной подготовки. 

Кроме этого ведем просветительско-информационную работу в социальной сети ВК в  группе детского сада «Физкультура в «Буратино». Там для родителей выкладывается информация с целью освещения физкультурно-оздоровительной работой в ДОУ, а так же различная консультативная информация по вопросам физического развития дошкольников.

Главная цель — научить ребёнка заботиться о своем организме, разумно и безопасно использовать среду своего обитания

Работа воспитателя — ведущая и объединяющая. Он координирует действия специалистов, направленные на сохранение здоровья дошкольников, так как постоянно находится с детьми и лучше знает состояние здоровья своих воспитанников. Воспитатель имеет возможность формировать потребность и практику здорового образа жизни у детей в течение всего времени их пребывания в детском саду. Именно воспитатель должен уделять больше времени проведению оздоровительных мероприятий с детьми своей группы (гимнастика после сна, точечный массаж, дыхательная гимнастика, оздоровительный бег и др.), проводимых с учетом медицинских рекомендаций, «Листа здоровья» детей

Педагогами нашего ДОУ проводятся «Уроки здоровья», «Пятиминутки здоровья», «Минутки здоровья» в форме индивидуальной и подгрупповой работы с воспитанниками. На «Пятиминутках здоровья» уделяется внимание формированию у детей навыков здорового образа жизни: рассматривание иллюстраций в книгах о здоровье и поведении человека, проведение дидактических игр, разгадывание кроссвордов, беседы о пользе занятий физкультурой и спортом и др.

При организации физкультурно–оздоровительной работы используется индивидуальный подход. Каждому ребёнку подбирается необходимая физическая нагрузка. Воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, приспособить ребёнка к постоянно меняющимся условиям окружающей среды

Правила проведения занятий
  • Систематичность занятий физкультурой
  • Дозирование числа повторений физических упражнений
  • Постепенность наращивания длительности нагрузок
  • Разнообразие форм оздоровительной физической культуры
  • Рациональное сочетание физкультурных и оздоровительных мероприятий
  • Участие родителей в проведении спортивных праздников и досуга

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie