Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Размещение оборудования в группах предполагает гибкое зонирование и возможность трансформации среды с учетом стоящих воспитательных и образовательных задач, а также игровых замыслов детей.
Оборудование в группе размещено и по центрам детской активности.
При такой организации продумано соседство центров с учетом пересечения детских активностей и их интеграции (объединения).
Центры детской активности обеспечивают все виды детской деятельности, в которых организуется образовательная деятельность.
В группах раннего возраста создаются 6 центров детской активности:
- Центр двигательной активности для развития основных движений детей.
- Центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера.
- Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных игр со сверстниками под руководством взрослого.
- Центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств.
- Центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок, стихов, рассматривания картинок.
- Центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).
В группах для детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) предусматривается следующий комплекс из 12 центров детской активности:
- Центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции с содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
- Центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
- Центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно- ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»).
- Центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
- Центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
- Центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
- Центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции с содержанием образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
- Книжный уголок, содержащий художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей.
- Центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
- Центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников.
- Центр коррекции предназначен для организации совместной деятельности воспитателя и/или специалиста с детьми с ОВЗ, направленный на коррекцию имеющихся у них нарушений.
- Центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции с содержанием образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
В 2021 г в детском саду оборудована сенсорная комната, благодаря государственной программе «Социальная поддержка граждан в Вологодской области на 2021- 2025 годы». Сенсорная комната — это организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы чувств ребенка (зрение, слух, тактильные ощущения).
Комплекты специального реабилитационного оборудования для оснащения кабинета психологической разгрузки и кабинета учителя – логопеда и сенсорной комнаты:
Воздушно-пузырьковая колонна с мягким квадратным основанием.
Комплект из двух акриловых зеркал для воздушно-пузырьковой колонны
Фибероптический модуль "Солнышко" с зеркалом
Проектор «Меркурий- 2»: Жидкий диск для проектора «Меркурий» Фотопроекционный диск
Сенсорная потолочная панель «Звездное небо»
Сухой бассейн угловой с комплектом цветных шариков (700 шт.)
Бизиборд ЁЖИК
Стол-планшет для акваанимации
Бизпанель со светом
Декоративно-развивающий модуль "4 СЕЗОНА"
Интерактивная панель "ФЕРМ
Тактильные ячейки
Интерактивный световой столик «Малыш мультиколор»
Тактильная дорожка "7 ЭЛЕМЕНТОВ"
Тактильный набор
Тактильно-развивающая игрушка «Палитра»
Интерактивная свето-звуковая панель «Природный мир»
Опора для сидения (ДЦП)
Дары Фребеля с комплектом методических пособий
Интерактивный стол
Тактильно-развивающий комплекс "Домик с дверками и замочками»
Тактильно-развивающая панель «Магнитные шарики»
Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1», модификация 1.7
Развивающая игрушка "Мамы и малыши"
"Шарики в стаканчиках", 12 стаканчиков высотой 5 см.
Специализированная мебель, оборудование и системы хранения пособий, материалов, оборудования.
Оборудование сцены: проектор для актового зала с потолочным креплением, экран большого размера,
Звукотехническое оборудование: звукоусиливающая аппаратура с комплектом акустических систем
Светотехническое оборудование: зеркальный шар с электроприводом
Помещение для декораций, бутафории, хранения костюмов: атрибуты для проведения праздников, комплект декораций, комплект театральных костюмов детский, комплект театральных костюмов взрослый .
Оборудование для проведения занятий с детьми для реализации образовательной программы.
Ноутбуки
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека
В образоватеьной организации детская литература находится в методическом кабинете и в группах в соответсвии с возрастом детей.
Наличие оборудованных объектов спорта
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
- печатные (книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал, пособия и.т.д.)
- электронные образовательные ресурсы ( мультимедийные презентации, фотоматериалы
- аудиовизуальные (слайды, образовательные видеофильмы)
- наглядные плоскостные (плакаты, картины, магнитные доски)
- демонстрационные (демонстрационные модели, муляжи, макеты, стенды)
- тренажеры и спортивное оборудование (шведская стенка, гимнастические скамейки, спортивные снаряды, физкультурное оборудование и т.д.)
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Министерством образования и науки РФ совместно с Минкомсвязью России и Советом Федерации Федерального Собрания РФ разработаны следующие материалы:
- Методические рекомендации по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровья и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;
- Перечень видов информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровья и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования;
- Рекомендации по организации системы ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровья и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
Нормативно-правовые акты национального законодательства, связанные с информационной безопасностью и интернет-сферой: undefined www.i-deti.org - Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт
В МБДОУ № 5 «Буратино» имеется:
- доступ к сети Интернет на основании действующего договора с ООО "Терабит":
- сервер распределенного доступа к сети Интернет
- скорость доступа к сети Интернет - 20 мбит в сек.
Воспитанники МБДОУ №5 «Буратино» доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям не имеют. Для работы с детьми приобретены мультимедиа-аппаратура (2 комплекта), экран, ноутбуки.
Перечень видов информации в интернет-ресурсах, запрещенных к использованию в ДОУ, содержащих информацию, причиняющую вред здоровью и развитию детей, не совместимую с задачами обучения и воспитания, а также информацию, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации
№ п/п |
Виды информации |
Описание видов информации |
Информация, запрещенная для распространения среди детей, согласно части 2 ст.5 Федерального закона №436-ФЗ |
||
1 |
Побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству. |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети «Интернет»), содержащая описания и/или изображения способов причинения вреда своему здоровью; самоубийства; обсуждения таких способов и их последствий, мотивирующая на совершение таких действий. |
2 |
Способная вызвать у детей желание употреблять наркотические средства, психотропные и/или одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети «Интернет»), содержащая рекламу или объявления/предложения о продаже наркотических средств, психотропных и/или одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пиво и напитки, изготавливаемых на его основе. Участие в азартных играх, использование или вовлечение в проституцию, бродяжничество или попрошайничество, содержащая обсуждение или организующую активность на данную тему. |
3 |
Обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и или жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных №436-ФЗ. |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети «Интернет»), содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы актов насилия и или жестокости, жертв насилия или жестокости, участников актов насилия и жестокости, обосновывающие или оправдывающие акты геноцида, военных преступлений, преступлений против человечности, террористических акций, массовых и серийных убийств, содержащие обсуждения участия или планирование ДОУ |
4 |
Отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и/или другим членам семьи. |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети «Интернет»), призывающая к отказу от семьи и детей («чайлдфри»), страницы клубов для лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, сообщества и ресурсы знакомств людей нетрадиционной сексуальной ориентации, содержащая описание фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы, описывающие и изображающие нетрадиционные сексуальные отношения. |
5 |
Оправдывающая противоправное поведение |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети «Интернет»), содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы, содержащие призывы к противоправному поведению, одобрение противоправного поведения. |
6 |
Содержащая информацию порнографического характера |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети «Интернет»), содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы по данной теме. |
7 |
Содержащая нецензурную брань |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети «Интернет»), содержащая нецензурную брань. |
8 |
О несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая ФИО, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети «Интернет»), содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы по данной теме. |
Информация, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограниченно, согласно части 3 ст.5 Федерального закона №436-ФЗ. |
||
9 |
Представляемая в виде изображения или описания жестокости, физического и/или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия. |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети «Интернет»), содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы по данной теме. |
10 |
Представляемая в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной. |
Информационная продукция (в том числе сайты, форумы, доски объявлений, страницы социальных сетей, чаты в сети «Интернет»), содержащая описания, фотографии, рисунки, аудио и видеоматериалы по данной теме. |
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей.
С целью повышения уровня развития будущих первоклассников, оказания методической помощи родителям и работникам дошкольных образовательных организаций, с учетом большого количества запросов по тематике подготовки детей к школе, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» (далее — Институт) разработало специальный проект «Инновационная Академия родителей».
Данный проект содержит 61 специально разработанное занятие для эффективной подготовки детей к школе. Каждое занятие включает, помимо теоретической части, 4 ключевых блока: игры и активности, творческие проекты, упражнения и практические занятия, а также игры по ролям.
С учетом тенденции цифровой трансформации образовательной отрасли проект реализован в виде чат бота в мессенджере Телеграм, что обеспечивает равный доступ к занятиям всех желающих. Ссылки на пост о запуске: ВКонтакте https://vk.com/wall-194497181_1798
Телеграм https://t.me/ivfrao/l/811
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В МБДОУ имеется опора для сидения (ДЦП)